ХУДОЖНИК   ВЛАДИМИР  КРАНЦ



БИОГРАФИЯ

  Из современных петербургских пейзажистов имя Владимира Павловича Кранца известно любителям живописи, пожалуй, наиболее широко. Участник многочисленных выставок в нашей стране и за рубежом, художник создал за долгую творческую жизнь огромное количество произведений. В.Кранц принадлежит к тому счастливому типу живописцев, чьи произведения находят самый короткий путь к сердцам разных людей, собирая вокруг художника горячих почитателей его таланта. Его лирическое восприятие русской природы и мягкая манера письма близки и привлекательны для большинства любителей пейзажной живописи. Не случайно работы художника охотно приобретаются не только коллекционерами, но и многочисленными любителями живописи в России и за рубежом, принося автору широкое признание.

  В.Кранц родился 17 февраля 1913 года в Моздоке в семье почтового служащего, по преданию одного из потомков декабриста фон Розен-Кранца, поселившегося на Северном Кавказе после отбывания сибирской ссылки.
  Увлечение рисованием пришло рано. Здесь же в Моздоке В.Кранц посещает занятия в студии художника Алексея Ивановича Турбина. В 1934 году В.Кранца командируют в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Работы молодого конкурсанта отмечает И.Бродский. Но накануне экзаменов В.Кранц тяжело заболевает и надолго  оказывается в больнице. Выйдя из нее, он вынужден был возвратиться в Моздок с тем, чтобы попытать счастья через год.

  В 1935 году В.Кранц вновь приезжает в Ленинград и на этот раз поступает на архитектурный факультет инженерно-строительного института. Это решение не было простым для молодого человека. Тем не менее мечту о серьезном занятии живописью В.Кранц не оставлял ни в годы учебы в ЛИСИ, ни позднее в годы войны. Уйдя добровольцем на фронт, В.Кранц вскоре был направлен на курсы при Военно-Воздушной Академии имени А.Можайского, по окончании которых преподавал в школе авиамехаников.

  После войны В.Кранц возвращается в Ленинград. Начинается его работа в Ленизо. Вместе с другими художниками он участвует в восстановлении города, выполняет оформительские работы, копирует произведения старых мастеров.
  Одновременно В.Кранц посещает занятия в студии С.Г.Невельштейна, известного ленинградского художника и педагога. Под его влиянием происходит не только быстрый профессиональный рост художника, но и формируются черты будущего индивидуального творческого подчерка. В его основе - приверженность традициям русской реалистической школы, натурному письму. Излюбленным жанром В.Кранца становится пейзаж, среди наиболее ценимых художников - Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан. Из современных ему пейзажистов уже позднее он будет выделять А.Грицая и В.Загонека.

  В конце 1950-х гдов произведения В.Кранца впервые появляются на выставках. Происходит его знакомство с художниками С.Осиповым, Н.Тимковым, И.Варичевым, В.Овчинниковым, Д.Маевским, успешно работавшими в жанре пейзажа. В.Кранц внимательно изучает их опыт, настойчиво совершенствуя собственно мастерство. Вместе с тем он берет на вооружение лишь то, что отвечает его собственной природе и темпераменту. Поэтому, работая рядом с большими мастерами, В.Кранц сумел сохранить свою индивидуальность, остаться ярким и узнаваемым живописцем.

  В 1960-1970 годы В.Кранц много работает в доме творчества Старая Ладога, на Академической Даче, где сближается с художником Владимиром Загонеком. В 1964 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка пейзажей В.Кранца. В 1972 году его принимают в Союз художников.

  Конец 1970-х и 1980-е годы стали для В.Кранца периодом исключительно активной творческой и выставочной деятельности. Он участвует в многочисленных зарубежных выставках советского искусства, его произведения широко воспроизводятся в каталогах, альбомах. В этот период В.Кранц ежегодно работает в Пушкинских Горах, совершает поездки на Байкал и Урал. И все же основной материал для своих картин художник находит под Ленинградом: в Стрельно, Знаменке, Петергофе, Павловске.

  Для своих произведений В.Кранц неизменно выбирает такие состояния в природе, когда она исполнена покоя и  тишины, когда все в ней словно замерло. Больше всего по словам художника он любит писать весну. Во всех его лучших работах присутствует вода: ручей, озеро, пруд, лужи, отражающие синь неба и кроны деревьев. В передаче водной поверхности и ее зеркального эффекта В.Кранц достигает виртуозного мастерства.

  В произведениях 1980-1990 годов В. Кранц предстает и как опытный мастер композиции. Первый план в его пейзажах, как правило, занимает водная поверхность  или низкий берег. Второй план прорабатывается наиболее тщательно и "на просвет". Наконец, задний план, исполненный в полудымке и удаленный до полукилометра. Вместе это придает картине ту захватывающую глубину и напоенность воздухом, при которой хочется вздохнуть его полной грудью.

  Взгляд объемлет картины В.Кранца сразу и целиком, детали никогда не разбивают этого целостного впечатления. Поэтому оставаясь реалистичными по форме и  подробными по исполнению, пейзажи В.Кранца представляют собой не рассудочную, а глубоко прочувствованную живопись настроения.

  Природное дарование и неустанный труд поставили В.Кранца в один ряд с наиболее яркими представителями современной пейзажной живописи. Произведения художника находятся в музеях России, в многочисленных частных собраниях в стране и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати, в том числе в каталогах выставок и аукционов русской живописи в Японии, Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, США.
 
 

 БИБЛИОГРАФИЯ

Выставка произведений ленинградских художников
1960 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1961.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников
1965 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1966.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1965 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1966.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников
1969 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1970.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1968 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1971.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1970 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1972.

1870-1970. Ленину посвящается. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1970.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников
1971 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1972.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1972 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1973.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников
1973 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1974.

Зональная выставка произведений ленинградских художников
"Наш современник" 1975 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1980.

Зональная выставка произведений ленинградских художников
1980 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1983.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1973 г. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1976.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1977.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1978.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1979.

Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1982.

Выставка современной советской живописи. Поэзия в дыхании весны. Галерея Геккосо. Токио, 1979.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1980.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1981.

Выставка современной советской живописи. Галерея Геккосо. Токио, 1982.

Ecole de Saint-Petersbourg. Drouot Richelieu. 27 Janvier 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Ecole de Saint-Petersbourg. Drouot Richelieu. 13 Маrs 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Ecole de Saint-Petersbourg. Drouot Richelieu. 3 Juin 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Ecole de Saint- Petersbourg. Drouot Richelieu. 7 Oktobre 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Ecole de Saint- Petersbourg. Drouot Richelieu. 23 Novembre 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Charmes Russes. Drouot Richelieu. 20 Mai 1992. Catalogue. PARIS, 1992.

Ventes Rubligues. Palais des Beaux-Arts. 20 Decembre 1992. Brussel, 1992.

Creative Russia. Drouot Richelieu. 13 Decembre 1993. PARIS, 1993.

Ecole de Saint-Petersbourg. Drouot Richelieu. 25 Janvier 1993. PARIS, 1993.

Ecole de Saint-Petersbourg. Drouot Richelieu. 31 Janvier 1994. PARIS, 1994.

Creative Russia. Drouot Richelieu. 27 Mars 1994. PARIS, 1994.

Владимир Кранц. Живопись. Выставка произведений. Каталог. С.-Петербург. 1995.

Vladimir Krants. Painting. Catalogue. The "Curiosity Shop" Gallery. St.Petersburg. 1996.

Кранц В. Живопись. Графика. Выставка пейзажа в галерее современного искусства при музее Ф.Достоевского. С.Петербург, 1992.

В. Кранц. Осенний мотив. Репродукция. "Искусство России", С.-Петербург. 1995.

В. Кранц. Весна в Прибайкалье. Репродукция. "Искусство России", С.-Петербург. 1995.

В. Кранц. Зеленый май. Репродукция. С.-Петербург. "Искусство России", 1995.

В. Кранц. Соловьиное утро. Репродукция. С.-Петербург. "Искусство России", 1996.
 
 
 

46 картин        Фото