Художник Николай Галахов





БИОГРАФИЯ
 

Галахов Николай Николаевич родился 29 мая 1928 года в Казани в семье служащих. Отец художника работал бухгалтером, мать учительницей. В 1934 году семья переезжает в поселок Парахино Ленинградской области. Здесь в 1937 году Н. Галахов пошел в среднюю школу.

В августе 1941 года Н. Галахов был эвакуирован в город Сарапул, а в 1942 году поступает в Казанское художественное училище, которое окончил в 1947 году.

В том же 1947 году Н. Галахов приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА имени И. Е. Репина. Занимается у Ю. Непринцева, И. Серебряного, Р. Френца, П. Белоусова. В 1953 году закончил институт по мастерской Р. Френца дипломной картиной "Н.А.Некрасов на Волге". В том же году принят кандидатом в члены ЛССХ.

В 1954 - 1956 годах Н.Галахов занимается в аспирантуре института имени. Одновременно с осени 1953 года работает по договорам с Комбинатом живописно - оформительского искусства ЛОХФ. В январе 1955 года Н. Галахов переводится из кандидатов в члены Ленинградского Союза художников.

Первое участие в большой выставке относится к 1949 г., когда Галахов показал свою работу в Казани на юбилейной выставке художников Татарской АССР, посвящённой 30-й годовщине образования республики. В 1951 г. ещё студентом Галахов впервые участвовал в городской выставке ленинградских художников в Русском музее, представив работу «Здесь будет Куйбышевская ГЭС».

В 1950- е годы Галахов совершает творческие поездки на Волгу, Ветлугу, Вятку, в конце 1950-х - начале 1960- х годов побывал в Сибири и на Байкале. С конца 1950- х годов творчество Н. Галахова тесно связано с Карелией. Русский Север, его природа, Беломорье, поморские села на всю жизнь становятся неиссякаемым источником вдохновения для художника.

Ведущее место в творчестве Галахова в 1950-е годы занимает волжский пейзаж. На Волге прошли его детские годы, летом 1948 года после первого курса института он совершил своё первое плавание по Волге на пароходе "Георгий Седов". Потом были ещё два похода на лодке из Казани вверх до Чебоксар и вниз по Волге. В середине 1950-х Галахов совершил две продолжительные поездки на Ветлугу и Вятку. В одну из них судьба забросила его в село Истобенское, на родину его любимого художника Аркадия Рылова. Об особенностях живописи Галахова этого периода, выдержанной в строгих, почти классических традициях пейзажного жанра, говорят показанные на выставках работы «Пристань на Волге», «Вечер. Камское устье» (обе 1954), «Июль» (1955), «Волжский порт. Вечереет», «Заливные луга на Волге» (обе 1956), «Гроза над Волгой», «На Волге» (обе 1957), «На стройке Куйбышевской ГЭС» (1957), «Осень на Волге» (1957) и другие. К материалам и впечатлениям от поездок на Волгу, Вятку и Ветлугу Галахов будет обращаться на протяжении всей творческой жизни, они найдут воплощение в его картинах "Лето на Ветлуге" (1972), "На Волге" (1973), "Полдень на Волге" (1975), "Цветущие луга за Волгой" (1980), "Волга под Казанью", "Гроза над Волгой", "Заливные луга" (все 1983), "Ветлуга", "На Вятке" (обе 1984), "Лето на Ветлуге" (1989), "На Волге" (1993) и многие другие.

В конце 1950-х - начале 1960-х Галахов совершает две поездки в Сибирь и на Байкал. Их результатом стали новые впечатления, воплотившиеся в многочисленных натурных этюдах и картинах «Деревня в Сибири» (1959), «На берегу Байкала» (1960), «У переправы» (1960), «Сибирская деревня» (1960), «Скоро сплав» (1961), «Стройка в Сибири» (1962) и других. Эти поездки помогли Галахову разнообразить палитру, ощутить пластические и пространственные особенности природы тех или иных мест, дали новый толчок живописным поискам, подготовив к встрече с Карелией, ставшей переломным моментом в его творчестве. Развитие его живописной манеры шло за счёт постепенного накопления опыта и углублённого освоения традиций, обретения большей степени утончённости, достижения целостности образа. При этом приёмы образного воплощения замысла картины роднят Галахова с творчеством А. Рылова, которого художник считает свои главным учителем. Неизменным для Галахова было и последовательное отстаивание принципов картины-пейзажа.

В конце 1950-х Галахов открывает для себя Карелию. Он пишет бесчисленные этюды и картины, посвящённые природе и сегодняшнему дню этого края. Хотя Галахов создаёт довольно много жанровых картин (среди них «На дорогах Карелии», «Лесопункт Юма в Карелии», "Для наших строек" (1964), «Лесные будни», «Лесные мастера» и другие), основной остаётся его работа в пейзаже. Особенно привлекают его заповедные уголки северной природы, не затронутые цивилизацией. Художнику удаётся вдохновенно и поэтично передать её первозданную хрупкую красоту и величавость. Среди известных работ этого периода "Северная весна" (1960), "Пороги на реке Кемь" (1962) "Карелия. Тёплая зима" (1968), «Деревня Умба» (1969), "Карелия. На берегу Кеми" (1970), "Северный край" (1972), «Карелия. Начало зимы» (1973), "У Белого моря" (1974), «Белая ночь в Карелии» (1974), «Северное лето» (1977), «Кемь. Зима наступает» (1978), "Осень у Белого моря", "Северные острова" (обе 1980), «Кемь. Старая церковь» (1982), "Белая ночь в Карелии" (1982), "Карельские берёзы" (1985) и многие другие.

Для Галахова, по его признанию, очень важно найти "нужный мотив". Найдя завораживающий его ландшафтный пейзаж, художник любит писать его раз за разом в различных состояниях, добиваясь точности в передаче цвета и формы, уточняя и прорабатывая детали. Привозя из поездок пленэрные этюды, Галахов в мастерской компонует будущую картину в графическом эскизе, "очищая" образ пейзажа от случайного и придавая ему торжественную гармонию. Натурные впечатления композиторским даром художника слагаются в живописную мелодию. Запечатлённое в этюде мгновенное состояние природы в пейзаже - картине Галахова обретает вечность обобщённого образа. Именно в пейзажах карельского и беломорского циклов сложился стиль Галахова - пейзажиста. По мнению А. Васильевой, "сама фактура холстов Николая Галахова - благородно-матовая, сотканная из мелких наслаивающихся мазков в бархатной поверхности скал, мхов, стволов и ветвей и словно сплавленная в изображении небес и вод - являет зрителю торжественную величавость Севера".

Есть в творчестве Галахова - пейзажиста работы, посвящённые Ленинграду и живописным уголкам Карельского перешейка. Среди них "Нева замерзает" (1963), "Набережная Красного Флота" (1964), "Праздник на Неве" (1966), "На Мойке" (1972), "Ленинградское воскресенье" (1975), "Речка Вьюн" (1979), "Под Ленинградом" (1980), "На окраине Ленинграда" (1984), "Сосны у реки" (1995) и другие. Впечатления от поездок на Волхов и творческую базу в Старой Ладоге воплотились в работах "Ладога. Солнечный день" (1964), "В устье Волхова" (1964), "Берег Ладоги" (1964), "На берегу Ладоги" (1970), "Сейнеры. Новая Ладога" (1970).

Наряду с пейзажем и тематической картиной в 1960-1970 годы Галахов занимался монументальной живописью, исполнив ряд панно для общественных зданий и организаций. Среди них были монументальная роспись "Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года" для Военно-морского музея в Ленинграде (1970, в соавторстве с Н. Ломакиным), серия панно для Зоологического музея в Ленинграде (1980), выполненных на основе этюдов, написанных в 1961 году на Байкале и на берегах таёжной реки Мамакан.

Произведения 1970-1980 годов выдвинули Н. Галахова в число признанных мастеров пейзажной живописи. В 1982 году за серию карельских пейзажей Н. Галахов был выдвинут на соискание золотой медали Академии художеств. В 1984 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного художника РСФСР.

В 1988 году в лениградском Союзе художников состоялась персональная выставка произведений Н. Галахова, к ней издательством "Художник РСФСР" был выпущен иллюстрированный каталог.

Произведения Николая Галахова находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, в Иркутском областном художественном музее, Новгородском государственном музее-заповеднике, в Мемориальном музее Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге, Якутском республиканском музее изобразительных искусств, Волгоградском музее изобразительного искусства, Брянском музее изобразительного искусства, Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова, Ульяновском областном художественном музее, в Псковском историко-художественном музее-заповеднике, в Научно-исследовательском музее РАХ, в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Германии, Франции, США, Китае и других странах. Они неоднократно воспроизводились в каталогах выставок и аукционов русской живописи в Японии, Финляндии, Германии, Франции, вкючая энциклопедические справочные издания "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа" (2007) и "Ленинградская школа живописи. Очерки истории" (2019). 



БИБЛИОГРАФИЯ


Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. М.-Л: Искусство, 1951.

Выставка произведений ленинградских художников. 1951 год. Каталог. Л: Лениздат, 1951.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1954 год. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1954.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1955 год. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1955.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 год. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1956.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 год. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1956.

1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1958.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1958 год. Каталог. Л: "Ленинградский художник", 1959.

Выставка произведений ленинградских художников. 1960 года. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1961.

Выставка произведений ленинградских художников. 1960 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1962.

Выставка произведений ленинградских художников. 1961 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1964.

Зональная выставка "Ленинград". 1964 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1965.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1965 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1970.

Третья республиканская художественная выставка "Советская Россия". 1967 год. Каталог. М: МК РСФСР, 1967.

Дмитренко А. О времени, о человеке… // Смена, 1967, 11 ноября.

Арбузов Г. История на полотнах. // Ленинградская правда, 1967, 12 декабря.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1968 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1971.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1969 год. Каталог. Л: "Ленинградский художник", 1970.

Леняшин В. Приобщение к чуду. // Смена, 1969, 7 марта.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1970 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1972.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1971 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1973.

Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве … // Вечерний Ленинград, 1971, 5 января.

Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников. 1972. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1973.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1973 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1976.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1973 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1974.

Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1974 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1976.

Зональная выставка ленинградских художников "Наш современник". 1975. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1980.

Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. 1977 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1982.

Дмитренко А. Человек на своей земле. // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.

Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 год. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1983.

Зональная выставка произведений ленинградских художников. 1980. Каталог. Л: "Художник РСФСР", 1983.

Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.

Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981, № 1.

Николай Николаевич Галахов. Выставка произведений. Каталог. Автор вступ. статьи Н. В. Васильева. Л.: Художник РСФСР, 1987.

Ленинградские художники из собрания С. Иванова. Выставка произведений. Каталог. СПб: 1994.

Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб: 1994.

Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб: 1995.

Русская зима. Выставка произведений. Каталог. СПб: 1995.

Живопись 1940-1990. Ленинградская Школа. Выставка произведений. Каталог. СПб: 1996.

Vern G. Swanson. Soviet Impressionism. Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 2001.

Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. СПб: Первоцвет, 2007.

Николай Галахов. Альбом. СПб: Арт Центр, 2008.

Николай Галахов. Это Родина моя. Каталог персональной выставки. СПб: Арт Центр, 2009.

Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.




43 каpтины        Фото

Home
     Выставки      Контакты